Музей Москвы
Москва
индустриальной эпохи

Городская дума

Начало деятельности Московской городской думы как выборного органа городского самоуправления было положено в 1785 году Жалованной грамотой городам. Однако долгое время реальной властью дума не обладала — все ее решения утверждались вышестоящими властями. Выделяя деньги на те или иные статьи расходов, дума не имела возможности контролировать их использование, так как получатели средств подчинялись различным государственным ведомствам. В первую очередь общественный бюджет направлялся на содержание городских учреждений, полиции, пожарных, казарм и тюрем. Лишь остаток средств шел на благоустройство (ремонт мостовых, освещение улиц) и поддержку богоугодных заведений.

В эпоху Великих реформ, в 1860–1870‑х годах, полномочия Московского городского общественного управления значительно расширились — оно получило большую финансовую самостоятельность и право полноценно распоряжаться городским хозяйством. Исполнительным органом законодательной Городской думы выступала Городская управа. В ее ведение в последующие 20 лет были переданы общегородские службы, больницы, ночлежные дома, училища и приюты. Частные предприятия — газовый завод и конно-железную дорогу — выкупили в собственность города. С помощью займов городское управление построило канализацию, электростанцию, электрический трамвай и Москворецкий водопровод. Доходы городских предприятий стали главным источником формирования городского бюджета, превысив объем налоговых сборов — в 1913 году их доля составляла 55 % и 25 % соответственно.

В результате успешной деятельности Городской думы и управы Москва в начале XX века в своем хозяйственном развитии не уступала другим европейским столицам.

Доходные дома

В 1870-е годы в Москве возникает слой образованных людей среднего достатка, нуждавшихся в удобном и доступном по цене жилье: чиновников, предпринимателей, профессоров, врачей, юристов, учителей. Одновременно появляются новые строительные технологии, которые делают возможным строительство много­этажных домов.
Так в Москве распространяется новый тип жилища — доходный дом, где все квартиры сдаются внаем.
Застройщиками выступают купцы и дворяне, которые скупают «под снос» домо­владения с малоэтажными домами в центре города.

Первым зданием нового типа в Москве считается построенный в 1876 году доходный дом Троицкого подворья на Биржевой площади. В 1882 году в городе было уже 143 дома в четыре этажа и выше, к 1900 году — 533. А в 1912 году журнал «Зодчий» сообщал, что «одних пяти- и семиэтажных домов минувшим летом было построено до трех тысяч», — Москва переживала в это время настоящий строительный бум.
Доходные дома различались по комфорту и размерам квартир: были и совсем скромные варианты для небогатых горожан, и «барское» жилье — с лифтами, водопроводом, канализацией, паровым отоплением, электричеством и телефоном. Дома высшего класса имели каретно-­гаражные сараи во дворах.

Ради максимального использования земли в Москве строили дома с конфигурациями в виде букв Т, Н и Ш — в отличие от Петербурга, где преобладали квадратные дома с двором-колодцем посередине.

Технический прогресс

Во второй половине XIX века повседневная жизнь решительно меняется под влиянием технических и научных открытий.
В жизнь москвичей входят электричество, фотография, телеграф, телефон, радио, метрополитен, железные дороги, пароходы, первые автомобили, кино, вакцинация от заразных болезней, аэропланы и дирижабли.
Одним из важных изобретений становится передача текстовых сообщений на большие расстояния с помощью электрического телеграфа. Телеграфист, используя азбуку Морзе, нажимал длинно или коротко на телеграфный ключ, и эти сигналы по проводам могли преодолевать сотни и тысячи километров. В Москве первая телеграфная станция была организована в 1852 году в здании Петербургского вокзала.

Очень скоро город получает и телефонную сеть. От первой станции на углу Рождественки и Кузнецкого Моста, открытой в 1882 году, расходится 50 воздушных однопроводных линий. В 1892 году у московской сети 1400 абонентов, а в 1914‑м — уже 55 тысяч. С 1898 года начинает работать междугородняя телефонная линия Москва — Петербург.

Благодаря «самоиграющим музыкальным машинам» — полифону и граммофону — музыка становится доступна широкой публике, а не только завсегдатаям концертов. Граммофоны продаются в России с 1897 года, и к 1907 году их куплено уже полмиллиона. В Москве в 1914 году граммофонами торгует 41 магазин. Выпуск граммофонных пластинок в России начинается в 1901 году, а в 1910-м открывается завод грампластинок в подмос­ковной Апрелевке.

Железные дороги

Именно Москва, а не Петербург стала главным транспортным узлом европейской части России. Это было обусловлено ее географическим положением и веками складывавшейся системой почтовых трактов и шоссейных дорог. Первый вокзал открылся в Москве в 1851 году вместе с пуском сквозного движения по железной дороге в Санкт-Петербург.

Здание Петербургского (с 1855 года — Николаевского) вокзала было возведено по проекту Константина Тона в неоренессансном стиле. Архитектор применил передовое для своего времени инженерное решение — дебаркадер из большепролетных металлоконструкций, предназначенный для укрытия пассажиров от непогоды. Поезда принимались на сторону прибытия, отделенную от улицы лишь застекленной аркадой: выйдя из поезда, можно было сразу пересесть в экипаж. Залы ожидания, багажные отделения, императорские комнаты и прочие помещения группировались вокруг пути отправления.
К середине 1870‑х годов были построены почти все головные участки железных дорог, связавших впоследствии Москву с различными уголками империи: Нижегородское, Ярославское, Саратовское (позже Казанское), Курское и Смоленское (позже Брестское) направления. Окончательно Московский железнодорожный узел сформировался на рубеже веков, когда появились линии до Павельца, Брянска, Виндавы и деревни Савелово.

Вокзалы в Москве выносились на участки между Садовым кольцом и Камер-­Коллеж­­­ским валом, по которому проходила городская черта. В тех же районах города располагались фабричные и заводские комплексы с казармами для рабочих.

Пожарное дело

До начала XIX века борьба с возгораниями в Москве была обязанностью жителей, которым предписывалось являться на пожары, взяв водоливные трубы, ведра и топоры.
В 1804 году на средства городского бюджета была организована специальная пожарная команда. Ею руководил брандмайор, которому подчинялось 17 брандмейстеров — по одному на каждую часть города. Пожарные служители проживали в корпусах при «частных домах» — так назывались здания полиции, имевшиеся во всех частях Москвы.
До начала XIX века борьба с возгораниями в Москве была обязанностью жителей, которым предписывалось являться на пожары, взяв водоливные трубы, ведра и топоры.
Для наблюдения за окрестностями при каждом «частном доме» была построена каланча высотой не менее трех этажей. На ее круговом балконе постоянно дежурили два караульных. Если где‑то появлялся дым, они звонили в колокол и вывешивали на каланче знаки тревоги из шаров, прямоугольных досок и флагов. Каждая часть города обозначалась своим сочетанием шаров и досок. Ночью вместо них использовались фонари разных цветов. Флагами сообщали о силе пожара.
Пожарная команда была обязана собраться за 2–3 минуты и выехать на место происшествия на конях с погруженными на повозки заливными трубами, пожарными рукавами, лестницами и прочим инструментом.
Время прибытия при расстоянии в одну версту (1,06 километра) составляло 9–10 минут.
Сначала воду для тушения огня возили в бочках. С середины XIX века использовали паровые ­машины-насосы — к ним присоединяли пожарный рукав брандспойта, чтобы качать воду из ближних колодцев, рек и прудов. Во второй половине XIX века на каждой улице были устроены специальные пожарные колодцы. С 1900‑х годов их заменили пожарные краны в виде металлических колонок, к которым привинчивали рукава. В 1912 году в Москве насчитывалось 4143 таких крана — они стояли на перекрестках всех улиц через каждые 100 метров.

Освещение

1730 год
масляные фонари на пеньковом фитиле
1730 год — Введено освещение улиц. Фонари стеклянные, на деревянных столбах, на расстоянии около 21 метра один от другого. В них слабым красноватым цветом горело конопляное масло при пеньковом фитиле
1801 год
7 000+ фонарей в городе
установили почти 7 тысяч светильников такого образца.
1850е
фонари с лампадным маслом и спиртоскипидарные светильники
Для освещения улиц пробовали применять фонари с лампадным маслом и спиртоскипидарные светильники, хотя продолжалось использование и устройств на конопляном масле.
1862
переход на керосиновые фонари и газовое освещение
Через три года их насчитывалось уже больше 9 тысяч. Постепенно керосиновые фонари заменялись газовыми — газ к ним поступал по трубам с газового завода в Сусальном переулке.
1880е
электрическое освещение
В городе установлено уже 100 электрических фонарей по системе Яблочкова
1910е
Центр города освещали 440 дуговых фонарей и 1,3 тысячи ламп накаливания. Одновременно с ними продолжали действовать около 9 тысяч газовых фонарей, а на окраинах — 11 тысяч простых керосиновых.
Освещение улиц в Москве было введено указом Сената в 1730 году. Фонари предписывалось ставить стеклянные, на деревянных столбах, на расстоянии около 21 метра один от другого. В них слабым красноватым цветом горело конопляное масло при пеньковом фитиле. К 1801 году установили почти 7 тысяч светильников такого образца.

В середине XIX века для освещения улиц пробовали применять фонари с лампадным маслом и спиртоскипидарные светильники, хотя продолжалось использование и устройств на конопляном масле. С 1862 года начался переход на керосиновые фонари: через три года их насчитывалось уже больше 9 тысяч. Постепенно керосиновые фонари заменялись газовыми — газ к ним поступал по трубам с газового завода в Сусальном переулке.

С 1880‑х годов в Москве, как и в большинстве крупных европейских городов, начинает применяться уличное электрическое освещение. Журнал «Электричество» в июле 1880 года сообщал, что в городе установлено уже 100 электрических фонарей по системе Яблочкова: они размещались, например, на площади у храма Христа Спасителя, в пассаже «Петровские линии», в садах «Эрмитаж» и «Альгамбра», ресторане «Яр».

Перед Первой мировой войной центр города освещали 440 дуговых фонарей и 1,3 тысячи ламп накаливания. Одновременно с ними продолжали действовать около 9 тысяч газовых фонарей, а на окраинах — 11 тысяч простых керосиновых.

Электрификация

Первоначально ток для освещения улиц и зданий давали небольшие электростанции. Как правило, это были паровые локомобили, установленные в непосредственной близости от осветительных приборов. Первая центральная городская электростанция была построена в 1888 году в Георгиевском переулке — она обеспечивала энергией район в радиусе 1 километра.

Со строительством электростанции на Раушской набережной (позже ГЭС-1) в 1897 году новшество распространяется по всему центру и постепенно входит в повседневную жизнь горожан. Электричество служит символом прекрасного будущего, где этот вид энергии избавит человека от тяжелого физического труда.
В домах появляются электролампы и электрические лифты, на улицах — трамваи и десятки электрических часов, показывающих точное и одинаковое время. В 1907 году на Болотной набережной открывается отдельная Трамвайная электростанция (ГЭС-2). Через шесть лет в Подмосковье ток дает «Электропередача» — первая в России станция, работающая на торфе. В 1915 году все станции были соединены и образовали Московскую энергетическую систему.

Водоснабжение

В XIX столетии старый Екатерининский водопровод дважды реконструировали. К 1835 году в селе Алексеевском построили первую водоподъемную станцию с паровыми машинами. Они закачивали воду, поступавшую сюда самотеком, в чугунные трубы, которые вели к резервуару в Сухаревой башне. От него трубы расходились к пяти водоразборным фонтанам в разных частях Москвы. Горожане брали воду в них самостоятельно либо платили за ее доставку водовозам и дворникам. Позднее, борясь с водопотерей, открытые фонтаны заменили водоразборными будками и столбами.

В 1850-е годы оставшуюся часть кирпичной галереи Екатерининского водопровода заменили чугунными трубами и построили в Мытищах вторую паровую станцию. Теперь в Москве насчитывалось более 20 точек разбора воды, и ее разрешили проводить в дома. Для учета расхода воды и начисления оплаты устанавливались счетчики-водомеры, проверяемые раз в месяц городскими контролерами.

В тот же период появились локальные водопроводы — Москворецкий, Преображенский, Ходынский, Андреевский. Рост населения и увеличение этажности домов требовали все больших объемов воды, поэтому активно обсуждался вопрос о том, чтобы изыскать дополнительные ее источники. В 1890-е годы был выстроен новый Мытищинский водопровод, включавший в себя современные станции с жилой инфраструктурой. Для размещения накопительных резервуаров на границе города возвели две Крестовские башни.

В 1898 году была введена в строй система канализации, что также привело к увеличению расхода воды. Новый Москворецкий водопровод, идущий от деревни Рублево, появился в 1900-е годы. К 1913 году уже почти половина домовладений снабжалась водой напрямую.

Пассажи

В последней четверти XIX века в Москве, как и в других европейских мегаполисах, возникает и расцветает новейшая форма торговли — торговые пассажи. Эти были универсальные магазины, где можно было купить всё — от ботинок до шляп и от щеток до бриллиантовых колье.
Пассажи (от фр. passage — проход) первоначально представляли собой длинные торговые улицы со стеклянной крышей над ними. Позже их стали закрывать воротами и дверьми. Пассажи имели электрическое освещение, отопление, надежную охрану — все для комфорта покупателей и продавцов.
В 1880-е годы «Энциклопедический словарь» сообщает в статье о Москве, что среди 15 тысяч московских торговых заведений славятся Лубянский пассаж, пассажи Попова, Солодовникова, Голофтеева, расположенные на Тверской, Петровке и Кузнецком Мосту. На рубеже XIX–XX веков в городе сооружаются новые пассажи по лучшим мировым лекалам: Верхние торговые ряды на Красной площади, пассаж «Петровские линии», универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» рядом с Большим театром.

На открытии Верхних торговых рядов в декабре 1893 года присутствовал весь московский бомонд, в том числе генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. В студеный зимний день интерьеры украшали гирлянды живых цветов и национальные флаги. Играло несколько оркестров. Посмотреть на торжество пришло 60 тысяч покупателей.

Городской транспорт

В 1840-е годы в Москве было запущено движение «линеек» — конных экипажей, следовавших по определенным маршрутам (линиям) с известным интервалом. Пользоваться ими мог любой, купивший билет. Из-за булыжных мостовых линейки передвигались медленно, и позднее их перевели на рельсы — это позволило не только ускорить движение, но и уменьшить тряску. Линия от Воскресенских ворот Китай-города до Брестского (Белорусского) вокзала, протянутая в 1872 году для перевозки посетителей Политехнической выставки, стала постоянной, дав начало конному трамваю, или попросту «конке».
В 1886–1887 годах были открыты две линии парового трамвая: от Бутырской заставы в Петровско-Разумовское и от Калужской заставы на Воробьевы горы. Небольшой «паровичок», как его называли, тянул два-три вагона.
Для города этот вид транспорта не годился: паровозы пугали лошадей и создавали угрозу пожара в кварталах с деревянной застройкой.
К концу 1890-х годов протяженность конных железных дорог в Москве составляла более 70 километров. Дальнейшему их развитию препятствовали малая скорость (10–15 км/ч), ограничение числа пассажиров вместимостью одного вагона (не более 30 человек), необходимость содержать огромное конное хозяйство и трудность преодоления подъемов и спусков.

В итоге пришли к решению, уже воплощенному в Киеве и Нижнем Новгороде: применить электродвигатель, питание к которому поступает по проводам. Первая линия электрического трамвая открылась в Москве в 1899 году. Поначалу он использовался наряду с «конкой», но к 1912 году все конные маршруты перевели на электрическую тягу.